WAP2107. Всё о Крыме. Алупка
Карта сайта
ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ
Алупка

Содержание

Главная 

Всё о Крыме 


Полезные советы собирающимся провести свой отдых в Крыму
Полезные советы собирающимся провести свой отдых в Феодосии
Золотая середина Земли
Затерянный мир
Растительный мир Крыма
Животный мир Крыма
История Крыма
Планета людей
Вина Крыма
Боткинская тропа
Что вкусного в Крыму?
Лечение эфирными маслами Крыма
О некоторых городах Крыма - в двух словах
Семь чудес Крыма
В пещерах Крыма
Почему мы больше не поедем в Судак
Фотоальбом "Крым 2023"
Фотоальбом "Крым 2022"
Фотоальбом "Крым 2021"
Фотоальбом "Крым 2020"
Фотоальбом "Крым 2019"
Фотоальбом "Крым 2018"
Фотоальбом "Крым 2017"
Фотоальбом "Крым 2016"
Фотоальбом "Крым 2015"
Фотоальбом "Крым 2014"
Фотоальбом "Крым 2013"
Фотоальбом "Крым 2011"
Фотоальбом "Крым 2010"
Фотоальбом "Крым 2009"
Фотоальбом "Крым"

Журнал "Вокруг Света" о Крыме

Пешком в небо
Пешком в небо


Киммерия Максимилиана Волошина
Киммерия Волошина


Картины И.К. Айвазовского
Картины Айвазовского


Перейти в раздел "Легенды Крыма"

Фотогалерея

Видеоэкскурсии

Стихи, и не только

На злобу дня

Юмор 

Мой канал на "RUTUBE"

Мой канал на "Youtube"

Мой канал на "Яндекс Дзен"

Мой канал на "VK Видео"

Я во "В Контакте"

Я в "Одноклассниках"

Письмо автору сайта
  Красноперекопск и Армянск
  Джанкой
  Симферополь
  Евпатория
  Саки
  Бахчисарай
  Севастополь
  Балаклава
  Форос
  Мелас и Мшатка
  Кацивели и Понизовка
  Симеиз
  Алупка
  Мисхор, Гаспра, Кореиз
  Ай-Тодор
  Ореанда
  Ливадия
  Ялта
  Массандра
  Никита
  Гурзуф
  Артек
  Партенит
  Алушта
  Крымский природный заповедник
  Новый Свет
  Судак
  Коктебель
  Феодосия
  Керчь
  Старый Крым
  Белогорск

Герб Алупки Небольшой курортный городок Алупка¹ расположен в 17 км от Ялты у подножия Ай-Петри, чуть восточное Симеиза.

Лето в Алупке жаркое, но благодаря морю жара переносится легко - бриз почти постоянно охлаждает берег. Средняя температура воздуха в июле-августе +24,5°C, в феврале +3,4°C. Купальный сезон начинается в первой декаде июня и продолжается до конца октября.

Поблизости от Алупки на Ай-Петринской яйле, в урочище Балин-Кош, найдены следы пребывания древнего человека эпохи неолита. В первом тысячелетии до н.э. здесь жили тавры — их крепость-убежище располагалась в двух километрах от города на Крестовой горе.

Письменное упоминание об Алупке мы находим в датируемом 960 годом послании хазарского правителя министру испанского двора, где перечисляются подчинившиеся каганату города крымского побережья, в том числе Алубика. В XIII в. Алупка входит в состав христианского княжества Феодоро. В XIV в. Алупкой завладели генуэзцы, и на их морских картах она значилась как Люпико.

В 1475 г. генуэзские колонии и крепости пали под ударами турок. В султанских документах Алупка значилась как захолустная деревушка, таковой она оставалась и после присоединения Крыма к России, пока в 20-х гг. XIX в. её не приобрел генерал-губернатор Новороссийского края граф Михаил Воронцов, решивший построить здесь дворец.

С прокладкой железной дороги, связавшей центральные районы России с Симферополем и Севастополем, приток людей в Крым резко увеличился. В Алупке появляются частные дачи, гостиница, почтово-телеграфное отделение, лавки, пекарня. С 1896 по 1900 г. было выдано 161 разрешение на постройку особняков, главным образом в центральной части городка. В начале XX в. строительство переносится в западную часть Алупки, где князья Трубецкие распродавали свое имение, разбив его на сто отдельных участков. В городке были сооружены канализационная сеть, водопровод, а в 1914 г. начала работать небольшая электростанция.

В 1902 г. профессором А.А. Бобровым здесь был построен первый санаторий для детей, больных костным туберкулезом. В 1910 г. начали функционировать две большие гостиницы — "Россия" и "Франция", частный санаторный пансион, затем санаторий духовного ведомства и пермского земства. Алупка была дорогим курортом — старые путеводители упоминают о её "неимоверной дороговизне".

Сегодня Алупка - широко известный климатический курорт. Здесь работают старейшая детская здравница им. А.А. Боброва, санатории "Горное солнце", "Радуга", им. Ф.Э. Дзержинского, "Солнечный", "Здоровье", "Алупка", "Крым", Министерства обороны, "Шахтёр", "Предгорный".

В 1938 г. Алупка получила статус города и стала вторым по значимости (после Ялты) городом-курортом на Южном берегу Крыма.

Одно из старейших предприятий города — винзавод "Алупка" — было основано в 50-е гг. XIX столетия. В 1982 г. при винзаводе открылся демонстрационный зал на 240 посетителей. Среди предлагаемых для дегустации вин - прославленный "Мускат белый Красного камня", удостоенный на международных конкурсах двух кубков "Гран-при", "Пино-Гри", отмеченный золотыми и серебряными медалями.

В 1977 г. в Алупке был сооружен новый Дом культуры - большое светлое здание с зубчатым завершением стен и чеканкой, украшающей главный вход. Его зрительный зал на 600 мест имеет вращающуюся сцену.

На южной оконечности Алупкинского парка расположен павильон "Чайный домик", в котором периодически устраиваются выставки работ крымских художников.

В разное время в Алупке бывали А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов, В.А. Жуковский, Н.Г. Гарин-Михайловский, В.Я. Брюсов, К.М. Станюкович, Леся Украинка, В.О. Ключевский, В.Г. Короленко, И.И. Шишкин, В.И. Суриков, К.Ф. Богаевский, Н.С. Самокиш, В.М. Новиков.

В Алупке установлен бронзовый бюст её уроженца, летчика дважды Героя Советского Союза Ахмет-Хана Султана, который лично сбил 30 самолетов противника и 19 самолетов в групповых воздушных боях.

Небольшой город протянулся вдоль побережья на 4,5 км. Узкие извилистые улочки вьются вдоль изрезанного берега или карабкаются в горы, напоминая лестницы, дома на них расположены буквально друг над другом. Жилища строились вдоль горных троп, поэтому Алупка сохранила многие черты горного селения. Но, несмотря на запутанную на первый взгляд планировку, в Алупке не очень сложно ориентироваться, так как почти все основные городские учреждения, гостиницы, магазины и предприятия общественного питания сосредоточены в центре, на пяти улицах, отходящих от главной площади. Основные жилые районы расположились над центральной частью города двумя микрорайонами: Русской слободкой и поселком Шевченково в западной части Алупки.

Главная достопримечательность Алупки — Воронцовский дворец и прилегающий к нему парк. Во дворце-музее ежегодно бывает до 700 тыс. экскурсантов, в парке — около 2 млн.

Проект дворца сделан английским архитектором Эдуардом Блором, одним из создателей Букингемского дворца в Лондоне, строителем замка Вальтера Скотта в Шотландии. Дворец спроектирован в стиле поздней английской готики, органически соединенной с совершенно чуждой ей, казалось бы, восточной архитектурой.

Западный парадный фасад воспринимается как европейский средневековый замок с высокими башнями, узкими бойницами, грубыми крепостными стенами. Северный фасад с вертикальными выступами, большими окнами-эркерами — образец английской тюдоровской архитектуры XVI в., в котором гармонично сочетаются элементы готики и архитектуры эпохи Возрождения. Южный фасад, обращенный к морю, выполнен в мавританском стиле.

Глубокая белая ниша на южном фасаде с двойной узорчатой подковообразной аркой покрыта лепным орнаментом. По её декоративному фризу изваяна шестикратная арабская надпись: "И нет победителя, кроме Аллаха"². От неё спускается вниз монументальная лестница с шестью львами - спящими, пробуждающимися и бодрствующими. Львы выполнены в мастерской итальянского скульптора Боннани. Бодрствующие львы точно повторяют известную скульптуру Антонио Кановы на гробнице папы римского Климента XII в Риме.

Строилось здание в течение 23 лет - с 1828 по 1851 г. под руководством еще одного английского архитектора - Вильяма Гунта. Материалом для строительства послужил местный диабаз, красивый и прочный зеленовато-серый камень.

Перед дворцом расположены два партера с мраморными фонтанами в центре каждого. В зеленой перголе у правого крыла - "Фонтан слёз", напоминающий знаменитый Бахчисарайский фонтан.

Нарядному внешнему декору дворца не уступает интерьер: готические камины из полированного диабаза, потолки, панели и двери из морёного дуба. В зимнем саду и на террасах южного фасада собраны многочисленные скульптуры. Всего их во дворце почти полторы сотни.

Стены дворца украшают картины В.Л. Боровиковского. И.К. Айвазовского и Ф.С. Рокотова, много полотен голландской, фламандской, французской и итальянской живописи XVI-XVIII столетий. Воронцовское художественное собрание значительно дополнено подаренными коллекциями, в частности собранием профессора В.В. Голубева. В годы Великой Отечественной войны из Воронцовского дворца часть коллекции пропала, но сам дворец не пострадал - он был подарен фюрером фельдмаршалу Манштейну.

Знаменитый парк закладывался одновременно со строительством дворца по проекту выдающегося немецкого садовода-архитектора Карла Кебаха. На заросшем колючим кустарником, заваленном каменными глыбами склоне площадью 40 га создано монументальное произведение ландшафтного искусства, собрано свыше 200 видов деревьев и кустарников из различных стран мира. Трудно представить себе, что плодородная почва для посадки растений была привезена и размещена на каменистых склонах вручную.

Парк состоит из двух частей: Верхнего и Нижнего парков, разделенных не только Мисхорским шоссе, но и архитектурным замыслом.

Нижний парк примыкает к южному фасаду дворца. При проектировании парка решалось несколько задач, выполняя одну из которых предусматривалось оставить открытым вид на море, соединив растительные ансамбли с архитектурными: лестницами, террасами, фонтанами, скульптурными группами. Для этого был использован так называемый итальянский вариант регулярного парка. В нижней части парк должен был включить в себя естественные элементы горного склона.

Для окаймления террас и фонтанов в парке использованы прежде всего декоративные кустарники и вьющиеся растения: буссенгальция, глициния, индийская сирень, олеандр, розмарин, тис, аукуба (декоративное растение с золотистыми пятнами на листьях).

Небольшие гранатовые, магнолиевые, пальмовые аллеи и рощи составляют единое целое с террасами и лестницами, декорируются отдельными экземплярами деревьев: редкой формы магнолии с бледно-фиолетовыми цветами, секвойи пирамидальной, кипарисов.

В Нижнем парке находится "малый хаос" — нагромождение магматических глыб. "Хаос" в сочетании с сосновой рощей создаёт важный эффект плавного и органичного соединения парка с окружающим пейзажем.

Верхний парк создан по принципу ландшафтных парков и спроектирован таким образом, чтобы полностью походить на естественный пейзаж, но... Это "но" и превращает создание ландшафтного парка в титанический труд. Ландшафт на небольшой территории должен быть насыщен "чудесами" природы: озёрами, гротами, полянами, чашами, — причём эти элементы, а также экзотические заморские растения должны выглядеть совершенно натурально, создавать полную иллюзию естественного происхождения. Очевидно, это и есть самое сложное.

В Верхнем парке поляны сменяются живописными рощами или густыми чащами, узкие тропы - аллеями, большие деревья чередуются с малыми, светлые с темными. Многочисленные пруды, каскады, ручьи, нагромождения скал воспринимаются как фантазия природы, а не результат кропотливого человеческого труда.

Главная аллея парка выводит посетителей на "контрастную" поляну, в центре которой деревья земляничника крупноплодного с тёмными стволами и Густой листвой обрамляют несколько стволов земляничника мелкоплодного, или кораллового дерева, красноватые стволы которого и светлая листва напоминают букет в темной вазе из окружающих деревьев. На остальном пространстве поляны создана прекрасная композиция из итальянской сосны, ливанского кедра, сосны Монтесумы, кипариса пирамидального и местной крымской сосны, оставленной архитектором в неприкосновенности при разбивке парка.

Иллюзия естественности каскада из трёх прудов в тенистой чаще парка создаётся неправильной формой водоемов, и ведущие через густую самшитовую рощу тенистые тропинки невольно настраивают нас на предвкушение тайны. Трудно поверить, что "большой хаос" — всего лишь остатки обвалившегося горного карниза. Нагромождения глыб и таинственные гроты обязательно должны быть связаны с какими-нибудь великанами, циклопами, а не с беспомощными маленькими людьми.

1 - Алупка в переводе с греческого - "Лисица".
2 - По мнению искусствоведов Л.Н. Тимофеева и А.П. Царина, она копирует надпись на крепости Альгамбре, сделанную правителем Гренады халифом Мухаммедом I, который в 1248 г. был вынужден участвовать, согласно договору, во взятии арабской Севильи. В Гренаде он был встречен с триумфом, но халиф воскликнул перед народом: "Нет победителя, кроме Аллаха!", а позднее, построив Альгамбру, он повелел высечь эту надпись сотни раз.


© Создано по материалам книги:
Всё о Крыме с любовью - Симферополь-Ялта: МирИнформации, 2001. - 416 с., 48 цв. ил. (Издание четвёртое, исправленное и дополненное).