ПОЯСНЕНИЯ К ЛЕГЕНДАМ
КЕМАЛ-БАБАЙ - ДЕДУШКА КЕМАЛ
Кохтебель, быстро растущий курорт, на пути из
Феодосии в Отузы, лет сорок назад представлял из себя болгаро-татарскую
деревушку, а до переселения сюда болгар находился в руках татар.
Последних в настоящее время осталось всего несколько семейств, и они
уже не в силах поддержать разрушающуюся мечеть. Кохтебель лежит у
подножия Карадага, на одной из вершин которого указывают святую могилу.
0б этой могиле упоминает академик Паллас в путешествии по Крыму в 1793
- 94 годах. Он говорит и о поклонении этой могиле со стороны татар. И в
наши дни привозят сюда больных, даже из дальних деревень в надежде на
исцеление у могилы праведного человека - азиза.
Признание азизом совершается обыкновенно после того,
как несколько почтенных лиц удостоверят, что видели на могиле
зеленоватый свет, и что чудеса исцеления имели место в действительности.
Мурза - сокращенное и несколько видоизмененное
арабско-персидское эмир-задэ, эмирович. Популярный титул мирзадэ
пережил все другие почетные приставки к именам татар знатного
происхождения и дошел до нашего времени как мурза или мурзак. По
переходе в русское подданство мурзаки были признаны потомственными
дворянами. Еще в 70-х годах в Кохтебеле жили местные помещики-мурзаки.
Имам - священник.
Легенда о Кемал-бабае хорошо известна всем татарам.
НАЗАД
|